Источник: сайт "Коневодство юга России"
e-mail: horsecity@mail.ru
печатный вариант


Президиуму Федерации конного спорта России

Касается инициатив ФКСР по построению
взаимоотношений с отечественными конезаводчиками
с целью стимулирования производства и
выращивания в России спортивных лошадей

Для того, чтобы определить порядок совместных с соответствующими федеральными ведомствами действий ФКСР по стимулированию заинтересованности коннозаводчиков в выращивании спортивной лошади отечественного происхождения, необходимо признать, что состояние дел в коннозаводстве и конном спорте в России значительно отстает от того уровня и стандартов, которые созданы и реализуются в развитых конно-спортивных державах. В таких странах как, Германия, Англия, США, Ирландия, Франция, являющимися законодателями в мире конного спорта, отлично понимают, что этот вид, наряду с прекрасной возможностью продемонстрировать эстетику спортивного процесса в ходе соревнований, дает возможность использовать колоссальную любовь человечества к такому животному, как лошадь, для формирования имиджа государства. Отношение к конному спорту используется политиками, государственными деятелями, впрочем, как и крупными производственно-финансовыми компаниями, в целях создания положительного образа, как личности, так и компании и в целом общества. Поэтому традиционно понимали это властьимущие как дореволюционной России, так и при коммунистическом режиме. Многие крупные государственные деятели остались в памяти народа и в связи с их созидающей деятельностью именно на поприще конезаводства и конного спорта.

В настоящее время в связи со сменой руководства Федерации наступил момент, когда необходимые изменения в позиционировании конного спорта в российском государстве могут произойти наиболее динамично, заметно и реально ощутимо для конно-спортивной общественности. Для этих изменений сложился ряд объективных факторов, которые не использовать Федерации просто нельзя. Люди, которые приняли на себя ответственность за судьбу конного спорта, возглавив Федерацию, в случае, если не реализуют эти уникальные возможности сегодня, то в первую очередь не оправдают надежды конников, отдавших им свои голоса и предпочтения. Лидер и президент ФКСР в настоящее время обладает потенциалом, который может объединить протекционистские усилия государства, необходимые для поддержания таких технически сложных видов спорта, как конный, бизнессообщества, без финансового ресурса которого невозможно развитие конного спорта в условиях рыночной экономики, и опыт спортсменов, тренеров, начконов (конно-спортивной общественности), который еще хранит в своей памяти успешные выступления наших спортсменов в международных соревнованиях самого высокого ранга на отечественных лошадях. Сформировать и реализовать соответствующую программу, направленную на возрождение отечественного конезаводства и конного спорта наш обязательный долг. Очевидно, и я в этом глубоко убежден, что результаты от такой деятельности давно ожидаемы конниками России и, если мы сможем начать заинтересованно демонстрировать наши намерения изменить происходящее в отечестве к лучшему, то уже этим мы могли бы исполнить миссию, которую взяли на себя, согласившись возглавить руководство Федерацией конного спорта России.

Первое с чего мы должны начать сегодня, это сформировать в обществе твердую уверенность в том, что конный спорт является исконно российским видом. Его не нужно насаждать обществу, нужно только помочь реализовать, заложенную в нем востребованность. Весьма трудно говорить о развитии конезаводства в странах, где постоянно холодно, напр. на севере Канады, Аляске, Норвегии, или в странах, где нет необходимых для воспроизводства лошадей пространств, напр. в Японии. Но наша страна органически имеет все необходимые условия для выращивания и воспитания продуктивной, выносливой и, безусловно, пригодной для большого спорта лошади. Мифы, о том, что российское конезаводство не может производить лошадей, которые могут использоваться в большом спорте, рождены людьми некомпетентными и не способными проявить организационные и финансовые усилия для создания конезаводческих хозяйств, соответствующих сегодняшнему уровню развития коневодства. Низкий уровень менеджмента, отсутствие в коннозаводстве приоритетов, в том числе востребованности в высококлассных спортивных лошадях, воспринимаются подобного рода "теоретиками" коневодства, как данность, не подлежащая изменению. Это глубочайшая ошибка. При определенных протекционистских усилиях, которые общество может предпринять без особых для себя затрат, потенциал конезаводства в России огромен. Он не может не дать результата, хотя бы исходя из известного закона философии - количество рано или поздно переходит в качество. Огромное число конезаводчиков и вообще людей, которые заняты в конном деле, плюс природный ресурс являются огромным потенциалом государства в развитии конного спорта. И то, что сегодня все это работает и управляется недостаточно эффективно, адекватно не реагируя на экономические преобразования, происходящие в государстве, и есть те условия, при которых деятельность Федерации, если она будет осознанна и энергична, может вызвать ощутимые качественные изменения. Наиболее очевидный прогресс наблюдается во всех без исключения видах деятельности именно в тех случаях, когда стартовые условия для его реализации находятся именно на низком уровне. И если мы сегодня сможем признать это и начать действовать, то изменения в сфере, где реализуются интересы Федерации конного спорта России, могут быть грандиозны.

Новое руководство Федерацией должно стать генератором этих преобразований. Дело в том, что самостоятельно нам фундаментальных изменений по затронутой проблеме достичь вряд ли удастся. Мы, конечно, можем реализовать, может быть, даже успешные разовые ходы. Найти средства на приобретение по-настоящему хорошей лошади за границей, даже привлечь к выступлению за страну высоко-рейтингуемых в мире спортсмена и тренера, и даже достичь разовых значимых результатов на международных соревнованиях. Но очевидно, что не этих изменений от нас ждет конно-спортивная общественность.

Мы должны запустить процесс воспроизводства высококлассной спортивной лошади в стране и напрямую в этом заинтересовать коннозаводчика. Для этого необходимо: во-первых, провести объективную инвентаризацию имеющегося племенного материала. В стране сохранены линии производителей и маточные семейства, которые несут в себе генетическую память об очень талантливых лошадях, которые стали легендами конного спорта, причем в период, когда наши спортсмены достигали результатов на отечественных лошадях, таких как Рейс, Пинцет, Рок, Ритмичный и другие. Федерация должна выдать конкретный заказ ВНИИКу (решив для этого вопрос финансирования) на паспортизацию и создание каталога всех сохранившихся в России производителей и кобыл, являющихся ценными для воспроизводства спортивной лошади на основании своей родословной. Паспортизации и включению в каталог должны подлежать лошади, использование которых в воспроизводстве лошадей спортивного направления целесообразно, завезенные в последние годы в Россию и представляющие ценные спортивные линии Европы и Америки. Таких лошадей в настоящее время привезено достаточно много. Инвентаризация должна быть проведена быстро, энергично и качественно. При этом никто не должен покушаться на права собственника. Нужно создать условия, когда в качественном использовании в воспроизводстве лошади, в первую очередь, должен быть заитерисован владелец.

Данное мероприятие Федерация конного спорта должна реализовывать совместно с Министерством сельского хозяйства России. Совместно же с Минсельхозом и Минэкономразвития, с моей точки зрения, необходимо разработать порядок действий, которые бы стимулировали конезаводчиков на приобретение производителей с мировой репутацией, ценных для получения спортивной лошади в России. Думается, что заказ на подготовку таких рекомендаций также мог бы исполнить ВНИИК. Мировой опыт показывает, что частичное софинансирование государством совместно с частным инвестором приобретения таких лошадей (признанных экспертным советом, как ценных для создания спортивного направления) дает очень хорошие результаты. Если независимая экспертная комиссия признает, что лошадь имеет потенциальную генетическую ценность для получения классной спортивной лошади, то можно создать условия, что Федерация будет иметь возможность при таком софинансировании (а в некоторых случаях и полном финансировании) управлять дальнейшей судьбой этой лошади, как федеральным имуществом по доверительным документам Фонда Имущества России, а следовательно создавать условия, для предоставления ведущим спортсменам России лошадей действительно высокого спортивного класса.

Реальные действия государства в этом вопросе, безусловно, необходимы. Объективно то, что сегодня Россия не имеет конезаводчиков и любителей лошадей, которые вкладывали бы деньги в приобретение по-настоящему дорогой лошади олимпийского уровня. Беспорядочно, без консультации со специалистами приобретаются лошади в целом среднего класса. Да, собственно, иначе быть не может, ибо когда инвестор вкладывает средства в проект, имеющий высокую степень риска, не обладая достаточной информацией, он старается максимально сокращать реальные затраты. В случае, если рядом с инвестором вместо случайных консультантов, которые преследуют, в первую очередь, свои интересы, будет стоять экспертный совет, который разделит совместно с инвестором и государством, также вложившим средства в приобретаемую лошадь, ответственность, то это и будет - по-настоящему привлекательная для инвестиций среда. Такой подход не может не сказаться на ускорении процесса приобретения лошадей требуемого уровня. А приобретенные таким образом высококлассные лошади практически будут реальными инвестициями и в конезаводство, ибо закончив свою спортивную карьеру, сформируют племенную базу в России.

Необходимо сделать обязательным условием для всех зарегистрированных коннозаводчиков выпуск каталога жеребят. Все без исключения ставки жеребцов, которые будут названы независимыми экспертами ценными, должны попадать в эти каталоги. Их должны выпускать в установленном стандарте все коннозаводчики. В случае, если конеферма невелика и выпуск каталога экономически нецелесообразен, жеребята должны попадать в каталог, выпускаемый заинтересованными ведомствами, такими как Минсельхоз или Федерация или ВНИИК. Эти шаги для любого зарегистрированного в России коннозаводчика должны быть обязательны, и только при исполнении этих правил соответствующими ведомствами России будут выдаваться необходимые племенные документы, разрешения на экспорт лошадей и допуск их к дальнейшей племенной работе.

Следующим шагом Федерации должна стать инициатива, внесенная в Минсельхоз о проведении всеми крупными конными заводами выводок и демонстраций жеребят и молодых животных. Лошади должны системно участвовать в публичных демонстрациях своих экстерьерных и спортивных качеств. Тот обязательный объем испытаний, который должна показать лошадь на выводках, определяет Федерация конного спорта России. Правила выводок должны быть интегрироваными с установленным в Европе порядком проведения этих мероприятий для того, чтобы в дальнейшем лошади могли быть участниками выставок и аукционов международного уровня. Таким образом, произведя на основе регистрации в каталогах фактический учет жеребят, и, имея возможность в процессе выводки оценить реальное качество выращивания лошади, экспертный совет может создать "золотой фонд спортивного конезаводства России" с классификацией в 2-3-х уровнях, где элитные животные попадут в дальнейшем под контроль за их судьбой Федерации конного спорта России. Лошадям этой группы должны быть присвоены регистрационные номера и они, как достояние государства, не могут быть реализованы без ведома ФКСР. Таких лошадей не может оказаться много и их судьба будет находиться под совместным контролем собственника и ФКСР. Федерация всегда должна иметь возможность первой приобрести лошадь или устроить альянсовые отношения инвестора, спортсмена и потенциально интересной для спорта лошади, безусловно, с учетом интереса собственника. В том случае, если Федерация не может выполнить условия, предлагаемые иностранным покупателем, уход из России такой лошади осуществляется на основании решения Минсельхоза и ФКСР. Мы глубоко убеждены, что это не антирыночные действия и в них напрямую будут заинтересованы истинные коннозаводчики, ибо реализация сегодня лошадей в России является наименее организованной и наиболее криминализированной сферой рынка.

Всем, кто хотя бы раз приобретал лошадь в России, хорошо известно, что процедура продажи сопровождается чаще всего поддельными документам, непрозрачными ценами и идет не в пользу хозяйств, произведших и вырастивших этих животных. На этом наживаются люди, которые эксплуатируют конные ресурсы страны в личных интересах, в том числе и огромный потенциал производителей и маток, приобретенных государством в период дорыночных преобразований.

Глубоко убежден, что построение такой системы взаимоотношений, начиная с выявления молодого поголовья, дальнейшее отслеживание его развития до спортивно привлекательного возраста 3-х лет, является программой, которая должна реализовываться ФКСР совместно с Федеральным агентством по ФК, спорту и туризму, Минсельхозом, и таможенными институтами страны. В свою очередь, эти ведомства должны действовать по нормативным документам, подготовленным и утвержденным правительством. Все это на сегодняшний момент не недостигаемо, хотя и достаточно трудоемко, исходя из бюрократических сложностей прохождения решений такого рода. Но если сегодняшние возможности Федерации и, в первую очередь, ее президента будут сконцентрированы на решении этих вопросов, то в ближайшие 3-4 года мы сможем получить реальные результаты от предложенных комплексных мер.

Система должна функционировать вне зависимости величины фермы или завода, для того, чтобы любой коннозаводчик был заинтересован в выращивании лошади высокого класса, которую он сможет реализовать при содействии Федерации по соответствующим мировым ценам. Система должна предусматривать стимулы, как материального, так и морального характера, которые систематически определят лучших и самых продуктивных конезаводчиков России (именно в производстве спортивной лошади). Эти конезаводчики должны пользоваться преимуществами, созданными обществом для их деятельности. В данном случае могут быть использованы и налоговые льготы, которые должны целевым образом направляться на повышение качества производства спортивных лошадей. Продажа лошадей через официальные аукционы и выводки животных направят прозрачные финансовые потоки на развитие российского коннозаводства, что в свою очередь повлияет напрямую на материальную базу коннозаводства и заработную плату персонала.

Для реализации перечисленных предложений Федерации совместно с Минсельхозом необходимо разработать программу по возрождению и развитию коннозаводства России. При этом надо учесть, что многие конзаводы продолжают быть на сегодняшний момент полностью или частично государственными. Именно для эффективного функционирования государства, как собственника, нужно совершить ряд протекционистских действий, так необходимых для развития конного спорта в России.

В случае если президиум Федерации конного спорта России считает целесообразным формирование подобной программы во взаимоотношении с коннозаводчиками на основе данной концепции, то предлагается рассмотреть следующий порядок действий Федерации и смежных государственных ведомств:

Первое - подготовить обращение к руководителям и начконам ведущих конезаводов страны с просьбой сформулировать основные вопросы, в решении которых на государственном уровне заинтересованы конезаводчики. Исполнитель ФКСР.

Второе - сформировать задания (заказ) и организовать финансирование совместно с Минсельхозом на инвентаризацию имеющегося в настоящее время племенного поголовья, перспективного для создания спортивной лошади высокого класса. Исполнитель ФКСР и Министерство сельского хозяйства РФ.

Третье - подготовить директивные документы, обязывающих всех коннозаводчиков пройти регистрацию в установленном Минсельхозом порядке. Исполнитель ФКСР и Минсельхоз РФ

Четвертое - принять решение о выпуске каталога жеребят, произведенных в хозяйствах зарегистрированных коннозаводчиков. Принять организационное решение по его выпуску, определить лиц, ответственных за его выпуск, сформировать условия, при которых конезаводчики будут заинтересованы во включении в каталог перспективного для спорта молодняка. Исполнитель ФКСР и Минсельхоз РФ

Пятое - создание системы классификации перспективного для конного спорта поголовья и формирование списка "золотого фонда спортивного конезаводства России". Исполнитель ФКСР

Шестое - выпустить директивные документы, обязывающих конезаводчиков проводить и участвовать в региональных выводках животных в возрасте 1,5-2 года. Создать экспертные комиссии, способные производить оценку молодых лошадей на этих мероприятиях. Исполнитель ФКСР и Минсельхоз.

Седьмое - провести конкурсные сравнения между конезаводчиками и организовать учет наиболее эффективных их них. Создать системы стимулов для лучших коннозаводчиков России. Исполнитель Министерство с-х РФ, Минфин России, Минэкономразвития РФ и ФКСР.

Восьмое - организовать систематические соревнования по классическим видам конного спорта между конзаводами и конезаводчиками. Исполнитель ФКСР.

Девятое - создать финансовый инструмент и "Положения о собственности" ФКСР для приобретения перспективных для конного спорта лошадей. Исполнитель ФКСР.

Десятое - подготовить регламентные документы и принять их на уровне правительства "О формировании золотого фонда спортивного конезаводства России". Продажа лошадей, находящихся в этом фонде, должна осуществляться по специально разработанному регламенту. Исполнители ФКСР, Минсельхоз, таможенный комитет.

Одиннадцатое - разработать регламент, описывающий порядок продажи на экспорт лошадей, принадлежащих к "золотому фонду спортивного конезаводства России". Исполнители ФКСР, Минсельхоз и таможенный комитет.

Двенадцатое - при награждении победителей соревнований, проводившихся под эгидой ФКСР, начконов хозяйств, вырастивших лошадей-победителей, награждать почетными званиями, премиями и другими реально ощутимым стимулами, способствующими воспроизводству высококлассных спортивных лошадей. Исполнители Минсельхоз и ФКСР.

Тринадцатое - систематически раз в году определять лучших жеребцов и маток, дающих наиболее успешно выступающее в спорте потомство. Реализацию этих лошадей за границу осуществлять по порядку, разработанному для "золотого фонда спортивного конезаводства России". Исполнители Минсельхоз и ФКСР и таможенный комитет России.

Четырнадцатое - провести всероссийскую конференцию коннозаводчиков под эгидой Минсельхоза и ФКСР с повесткой дня, аналогичной рассматриваемой данным документом задачи. Исполнители Минсельхоз и ФКСР.

Пятнадцатое - организовать систему доступа потенциального инвестора к профессиональной информации и консультациям о перспективных для приобретения с точки зрения их дальнейшего использования в конном спорте лошадей. Исполнитель ФКСР.

Шестнадцатое - сформировать совместно с Минсельхозом программу и принять ее на правительственном уровне "О мерах, связанных с развитием конноспортивного направления в коннозаводстве". Провести совещание на уровне указанных министерств с главами регионов, специализирующихся в конно-спортивном направлении. Исполнители Минсельхоз и ФКСР.

Вице-президент ФКСР
Ю.Погребщиков
11.03.05

На главную