Принц степей

В истории развития цивилизации лошади занимают особое место. Многие века без них были немыслимы ни войны, ни хлебопашество. Благодаря лошади путешественники открывали мир, а коммерсанты перевозили грузы.

Для разных целей было создано много великолепных пород лошадей.

В XX веке отношения отношения лошади и человека во многом изменились. Лошадь стала равноправным участником спортивных состязаний. Большинство созданных ранее пород нашли свое новое место в спорте.

До наших дней в России сохранились всего две старинные заводские породы лошадей, создание и развитие которых происходило в конных заводах со всеми элементами селекции того исторического периода: донская и орловская рысистая.

. . . Козаки были конной единицей русской армии

В климатических условиях России с длинной снежной зимой и слякотным межсезоньем, с огромными расстояниями между городами рысистые лошади орловской породы находили большое применение. Создатель породы граф Орлов уже 2 века назад проводил бега для выявления рабочих качеств и резвости рысаков.

Основным же назначением верховой лошади в России была армия. Именно для военных походов была создана донская порода. Она берет свои истоки от древних лошадей ногайского ( Nogajy ) племени и лошадей азиатского происхождения из районов к востоку от Каспийского моря. Табуны жили на свободе на скудных пастбищах берегов Волги и Дона. Эта лошадь славилась своей исключительной выносливостью, способностью переносить равно хорошо и суровую зиму, и жестокую жару южнорусских степей. В XVIII веке появились первые крупные коннозаводчики и первые заводские студбуки. Завозились ахалтекинские, карабахские, арабские и чистокровные английские жеребцы и выпускались в степные маточные табуны. Этот коктейль дал породу исключительную по рабочим качествам и экстерьеру. Лошади этой породы особенно ценились в армии. За пределами родных степей донские лошади прославились как лошадь казаков, в полной мере доказав свою ценность во время преследования войск Наполеона в 1812 году. Казаки на своих донских лошадях дошли до Парижа.

Донская лошадь обладает отличной выносливостью ... Еще один выдающийся экземпляр

Слава о выносливости донской лошади сделалась общеизвестной.

Испытания на дистанционую выносливость донских лошадей в армии проводились регулярно.

В ноябре 1883 г. 4 офицера и 14 казаков прошли в 20-градусный мороз по глубокому снегу 1128 верст (1241 км.) из Нижнего Новгорода, через Москву, в Петербург всего за 11 дней.

Корнет М.Асеев в 1889 г. проехал из Лубен Полтавской губернии в Париж, на Всемирную выставку, на донских кобылах Влаге и Диане 2457 верст (2633 км.) за 30 дней, делая в среднем по 80 км. в день, а в последнем переходе перед Парижем прошел за день 110 км. В Париже, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег.

В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск-Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 ч. 25 мин.

В 1951 году с целью выявления максимальной выносливости лошадей донской породы был организован пробег . В течение 2-х недель лошади ежедневно проходили по 120 км между двумя конезаводами, и на следующий день в обратном направлении. По истечении 2 недель пробег был прекращен, так как в продолжении его не было уже никакой необходимости: лошади, ежедневно покрывая 120-км. в день от одного конезавода до другого , прекрасно себя чувствовали, сохраняли отличный аппетит и были способны и дальше проходить такое же расстояние.

Другие цифры с испытаний на дистанционную выносливость:
Занос – 309 км. за 19 часов
Брев Бой – 304 км за 19 часов  
Сургуч – 300 за 19 часов  

В 1995 году донской жеребец Князь Помпей под седлом всемирно известной петешественницы Basha O " Reilly прошел путь 4000 км из степей с берегов Волги до туманной Англии. Ему посвящена книга " Князь Помпей - степной жеребец" (" Count Pompeii - Stallion of the Steppes ”).

Пробеги в РоссииПосле периода разрухи в России и забвения этой породы энтузиасты возрождают былую славу породы. Молодые лошади, среди которых потомки того знаменитого Заноса, во всех состязаниях по пробегам занимают   не просто призовые места, но часто - весь пьедестал почета.  

Для французского пробежного коннозаводства и спорта огромное значение имел Персик - араб, вывезенный с Терского конного завода. Но Россия богата не только превосходными арабскими лошадьми, в России есть национальная порода, о которой мало знают в мире, и которая имеет все шансы выйти на международную арену и прославиться в пробегах.

Основной проблемой породы является малая численность - следствие экономических и политических проблем в России. От некогда огромных табунов, гулявших в степях, уцелели лишь несколько сотен ценнейших маток и жеребцов.

Во Франции создается ассоциация любителей и владельцев лошадей донской породы с целью сохранения породы и ее продвижения в спорт. Лошади, выросшие в бескрайних русских степях, обретут французское гражданство и покажут во всем блеске качества, созданные поколениями казаков и первых русских коннозаводчиков.

03.04.07
Екатерина Штатнова (отдел СМИ, ФКСР)
Наталия Шамбо (комитет по неолимпийским видам спорта)
Malina Gueorguiev (Communication Departament, Manager FEI)

Источники:
сайт "Коневодство Юга России",
сайт "Международной Федерации конного спорта"

 

The Prince of the Steppes

Two notions that perhaps everyone associates with Russia are the immense distances and Siberian temperatures. If one thinks harder, richly decorated churches, golden palaces, Faberge eggs, war and peace or revolution may come to mind, but what really stands out are the infinite Russian versts (1 verst = 1.06 km). Amazingly, the maximum east west extent of modern day Russia is almost 10,000 km, a distance encompassing 11 time zones and spanning nearly half the circumference of the earth.

And there is a native breed of horses, possibly little known abroad, whose qualities have come to match the extreme conditions perfectly: the Don horses. Named after the river Don in southern Russia, this breed is one of only two native breeds which have survived in modern times. The other such native horses are the Orlov trotters, bred by and named after the 18th century Count Orlov, one of the most influential figures in Catherine the Great's Russia.

The roots of the Don horses go back to ancient times and the Nogajy tribes who inhabited the regions east of the Caspian Sea. These equine predecessors were famous for their exceptional stamina and the ability to survive equally well the freezing winters and searing heat of the southern steppes. Organised breeding began in the 18th century with the creation of special studbooks. Arab and thoroughbred stallions were introduced among the wild steppes mares. The result was an exceptional horse whose qualities came to be highly appreciated in the army. The Don horses became the mounts of the Don Cossacks, the traditional community living in the southern steppe regions of Eastern Europe and Asian Russia who were particularly famous for their horsemanship. The Cossacks, who were also a mounted unit of the Russian army, and their horses' full potential came to light in the 1812 war against Napoleon. Starting from Moscow in colds reaching 40 degrees below zero, the Cossacks pursued the exhausted French army throughout Europe and arrived in Paris in the spring on 1813.

The glory of the exceptional Russian horses spread all over continent.

In the Russian army, test rides to assess the endurance of the Don horses became a regular feature. In November 1883, four officers and 14 Cossacks rode the 1,128 versts (1,241 km) from Nijny Novgorod on the shores of the Volga through Moscow to Saint-Petersburg in 11 days in deep snow and temperatures down to -20°C.

1899, Cornet (the third grade of a commissioned officer in a cavalry troop) Asseev rode from Luben in soutern Russia to Paris, a distance of 2,457 versts (2,633 km), in 30 days aboard the mares Vlaga and Diana with an average of 80 km per day. The last day's distance was 110 km. In Paris at that time was taking place the World's Fair. The Russian cavalry hero came strongly in the public and media's attention. No less than 200 newspapers published articles lauding the exceptional achievement.

In the 1940's and 50's more test riders were organised always with similar results: the horses stood up to the challenge, felt well, looked well, had a good appetite and were able to continue the exercise long after the riders and helping crews had collapses with exhaustion.

In 1995, the Don stallion Count Pompeii ridden by the famous traveller Basha O'Reilly covered the 4,000 km between the Volga steppes and England. The book Count Pompeii – Stallion of the Steppes recounts the feat.

The collapse of the Soviet Union had a harmful effect on Don horses. Careful breeding and selection were neglected, which resulted in a dramatic fall in numbers. Only a few hundred of fortunately the most precious mares and stallions survived.

With the stabilisation in Russian political life and improved economical conditions, the time has come to resurrect the glory of the past. Breeding of Don horses has resumed. Admirers from abroad are also making a contribution: in France an association of Don horse owners and fans has been created. But it is not only this exceptional horse that can benefit from the changing circumstances. The arrival of the Don horse on the international scene can be a significant asset to the FEI discipline of Endurance. A native Russian breed is gradually finding its place and its exceptional qualities are a true gift to the beauty of horsesport.

30.03.2007
сайт "Международной Федерации конного спорта"